Верхнее платье (сюрко)
Вот здесь бывает некоторая терминологическая путаница. Иногда любое верхнее платье называют сюрко (само слово сюрко – surcot, дословно «на котт»), что, в общем, логично. Но чаще все-таки под сюрко понимают определенный вид верхнего платья, вошедший в моду к концу 13 века, о котором чуть ниже.
Какое же бывает верхнее платье? По крою оно похоже на нижнее платье котт, только силуэт его шире (как незначительно, так и гораздо шире). Юбка часто ниспадает широкими складками, сзади длинный шлейф. Рукава могли быть длинными и узкими, могли быть широкими, колоколообразными, или короткими до локтя, заканчиваясь широкими раструбами, концы которых свисают почти до земли. Рукава могли и вовсе отсутствовать (тогда платье имело вид того, что мы называем сарафаном).
Так вот с конца 13 века входит в моду особый крой верхнего платья, и именно с этим его видом многие связывают термин «сюрко». Это платье без рукавов, с широкими проймами, отделанное по широкому вырезу и проймам мехом. Являлось парадной и выходной одеждой знати.
На картинке в предыдущем посте хорошо видно верхнее платье без рукавов. Дама приподнимает его, открывая нижнее платье котт. Верхнее платье довольно узкое.
В общем, верхнее платье может быть очень разным. От ситуации зависит его покрой, длина шлейфа, ткань. Чем официальнее или праздничнее ситуация, тем богаче ткань, пышнее юбка, возможно, с драпировками, изысканней рукава, длиннее шлейф.
Пара слов о шлейфе. Любая женщина знатного происхождения была обучена обращению со шлейфом. Надо было уметь его не только «носить», но и с ним садиться, ловко располагая на коленях. Ценилось умение одним движением красиво разложить его складками, открывая юбку нижнего шелкового платья – чем замысловатее получалось, тем лучше.
Вообще, шикарно показаны костюмы в сериале «Проклятые короли» 1973 года (современным сериал в этом смысле много фантазирует – красиво, но скорее вариация на тему, один фиолетовый цвет в костюме Маго и простоволосость замужних дам чего стоят). Так вот, можно много за что сериал 1973 года поругать, но одежда превыше всяческих похвал. Все богатство кроя и тканей в разных случаях. Можно изучать. Так, Мария де Крессе, когда ее привезли в монастырь, одета в простое верхнее платье без рукавов, однотонное и прямое, без шлейфа (как на первой картинке). Беатриса д’Ирсон носит верхнее платье довольно узкое, по крою ближе к платью котт, зауженное вверху, с узкими рукавами до локтя и длинными манжетами, из которых видны рукава котт (как на второй картинке). Платья Маго прямого покроя, и уж как великолепно ее платье в тот момент, когда она во время официальной церемонии несет ребенка Клеменции Венгерской – широкое, с длинным шлейфом и колоколообразными длинными рукавами, отороченными мехом.
Относительное многообразие вариантов вполне приятно – фигуру можно и прятать и показывать.
Плащ.
Их много разных видов, и это не только защита от непогоды и холода, но и просто верхняя одежда, которая должна быть.
Самый обычный - полукруглый и круглый, с передним разрезом, на груди застегивавшийся пряжкой. Знатные женщины часто носили пенулу с прорезями для рук и большим вырезом для головы, со шлейфом.
Женщины (как и мужчины) самых разных слоев носили нарамник - тип плаща, состоявший из куска ткани, согнутого пополам и имевшего на месте сгиба отверстие для головы. По бокам нарамники не сшивались. Они могли быть длинными и короткими.
Обувь.
Женская отличалась от мужской только размером. Имела заостренные носки и изготовлялась из цветной мягкой кожи или дорогих плотных тканей. Подбивалась мехом или парчой и имела внутри стельку из пробки. Украшалась вышивкой, кистями, пуговицами и бубенчиками.
Прически.
Девушки носили распущенные волосы или косы, которые теперь не спускали на плечи, а укладывали над ушами в так называемый «бараний рог». При этой прическе уши закрывались, а шея была открыта.
Замужние женщины тоже заплетали косы и делали прически, собирая для них косы на затылке или над ушами, убирая под сетку из шелковых крученых нитей любого цвета, а иногда из белой пряжи. В благородном сословии такая прическа считалась не просто домашней, но очень интимной и демонстрировалась только близким людям, имевшим право входить в личные покои замужней дамы. Перед посторонними женщина появлялась с покрытой головой.