[big]Слово третье. Я, опять я и снова я.
[/big]
В общем, страсти реабилитировали, чувствовать разрешили. Углубились во внутренний мир человека и обнаружили там поле непаханое. Самым интересным оказалось то, что непаханых полей столько, сколько людей. Потому что внутренний мир у каждого свой. Индивидуальный.
А теперь то же самое, только жирненьким. Романтизм ввел моду на индивидуальность. Сделал ее нормой.
Вообще, это звучит немножко странно, потому что норма - это как раз то, с чем романтизм очень боролся. И последовательно разрушал. Во всех аспектах человеческого бытия. Для классиков, для просветителей, вообще для культуры доромантической было естественным очень жесткое понятие нормы. В быту, в поведении, в словах и речах, в художественном творчестве. Конечно, некоторая нормативность - это вообще обязательная составляющая человеческого бытия. Самые активные неформалы не отрицают форму, а противопоставляют ей свою. Но романтизм существенно расширил понятие нормы, сделал ее границы более зыбкими и сложными.
Доромантическое представление о Хорошем и Плохом человеке было очень четким. Хороший - это тот герой, который четко вписывается в определенную общественную норму. Есть идеальный дворянин, идеальный слуга, идеальный торговец и т.д. Он четко следует вполне ясно прописанным общественным правилам. Злодей из них выламывается и нормы нарушает на каждом шагу. Плохой мир и зло - это нарушение общепринятых законов. Мир плох, если таких нарушений слишком много. Герой прекрасен тем, что полностью соответствует идеальной норме, не подвергает ее сомнению, что наказывает злодеев, которые пытаются разрушить мир.
Если взять любую классическую комедию или трагедию, или даже роман предромантической эпохи (да вот Ричардсона даже), то это очень хорошо видно. Как называется роман Ричардсона? "Памела, или вознагражденная добродетель". Прочитайте последнее слово. Служанка вышла замуж за дворянина, потому что была не похожа на других девушек. Именно тем, что была идеальной и добродетельной. Она была такой, какой должны быть все. Это такая... совсем другая индивидуальность. Веточка сирени на фоне общего сомнительного уровня.
В общем, для классика лучший Герой или Героиня - это идеальные, лучшие, представители некоторого умозрительного идеального общества, каким должно быть существующее, если его чуток подправить. Они восторжествуют. А если их нет... ну как в "Опасных связях"? Это неважно, все равно все плохие будут наказаны. Вальмона убили, а маркизу де Мертей изуродовала оспа. Я же говорю, классики - очень большие оптимисты.
И в доромантическую эпоху носителем знания о норме являлся любой. Даже самый прожженный циник и негодяй, попирающий все человеческие законы, знал, что он - нехорошка и бяка.
Что делают романтики? Они вводят конфликт индивидуальности и общества не только с его испорченным состоянием, но и с его представлениями об идеале.
Романтик - это человек, который подумал нечто вроде "а может, мир, в котором я родился и живу, не может быть идеальным? А, может, он вообще - очень испорченный, может, его вообще переделать целиком надо, со всеми его нормами и идеалами?" "Кто жил и мыслил, тот не может в душе не презирать людей" (с).
Классику мир дан. Романтик о нем думает и, разумеется, ни к чему хорошему для романтика это не приводит. Романтик приходит к выводу, что мир ему не нравится, и для него это достаточное основание, чтобы усомниться в праве этого мира на существование вообще. Потому что романтик - индивидуалист. И ему главное - что думает он. И совершенно безразлично, что думают все остальные. Он не следует норме, он ее создает.
Так что нам это дает? В плане культурологическом? Торжествует совсем новая модель поведения.
- Самое главное. Все девочки теперь могут с полным осознанием собственной правоты любить плохих мальчишек, которым хочется не вписываться в устои, а взломать их с чувством и удовольствием. Культура дала им на это добро. Наконец-то! Героиня доромантической эпохи говорит о возлюбленном "Он не похож на всех, он идеален". Героиня романтической - "Он не такой, как все, он делает все не так, как считается нужным". Почувствуйте разницу.
- Ура всем, взламывающим незыблемые устои. Пришло их время. Они кажутся опасными, но опасное теперь считается прекрасным.
- Ура всем, кто стремится быть непохожим на других.
- Оригинальность - это больше не ругательство. Вот это можно выделить жирным. Потому что моде на оригинальность совсем немного лет. Как и на чувства.
В некотором роде романтики "взломали" культуру и устроили локальную культурную революцию. Для старой культуры, назовем условно, это был шок. Однако не будем говорить, что они все перевернули.
Нет, они УСЛОЖНИЛИ. Сделали мир многограннее. Дополнили Царство Разума Царством Чувств. И к необходимости вписаться в существующую модель общества в качестве обязательного ввели необходимость найти себя. Да, во все времена самые дерзкие романтики хотят порушить все. Об этой крайности мы не говорим. Но вот что они ввели в качестве нормы стремление не слиться с общей массой - это так. Понятно, что любому человеку подсознательно хотелось этого всегда. Но теперь это осознанная культурой необходимость, вошедшая в осознанную же ежедневную практику каждого человека настолько, что кажется, что так было всегда.