Маленький особняк Соловцевых стоял в самом конце тихой Лицейской улицы, сразу за особняком Чаева, и составлял ему интересную пару.* Выстроенный в псевдорусском стиле, с нарядными, покрытыми лепниной, наличниками на теремных окнах и выкрашенный в светлый охряный цвет, чуть отливающий кораллом, дом рядом со строгого вида образчиком в духе "сецессиона" выглядел, как веселый и румяный ярмарочный гуляка рядом с облаченным в цилиндр и фрак важным господином. Спроектированный самим своим владельцем, архитектором Соловцевым, дом был одним из проявлений его незаурядного чувства юмора и причиной недовольства матери Лики, которая была уверена, что зять построил его таким нарочно, чтобы посмеяться над ней и ее вкусовыми предпочтениями. Все попытки Захара Самсоновича уверить дорогую тещу, что к ней проект не имеет никакого отношения, что он проектировал его задолго до свадьбы, разбивались о ее железную уверенность и напоминание о том, что женился он, может, и позже, а вот вхож в дом был с самого детства...
Впрочем, внутри мнительную женщину уже ничего раздражать было не должно. В противовес фасаду, интерьер был сух и лаконичен, хотя и не без изящества. Из небольшой шестиугольной прихожей, обитой дубовыми панелями и украшенной единственно тонкими и изящными, с овальными плафонами светильниками, дворецкий провел Александра Ивановича в гостиную, где было довольно пусто. Семья Соловцевых здесь собиралась только принимая гостей, в прочие дни довольствуясь гостиной на втором этаже, а эту комнату используя только для коротких визитов. Стулья и диваны были расставлены в основном у стены, центр же занимал только рояль, сейчас, как в броню, облаченный в чехол. На стене, противоположной окнам, висели высокие, почти от пола до потолка, но узкие портреты хозяев дома. Лика и ее муж были изображены в полный рост и как бы повернутыми друг к другу. Он, высокий, поджарый, с проседью, с неизменной бородой клинышком и цепким, внимательным взглядом, выдающим в нем человека язвительного и ироничного, был изображен с карандашами и бумагой в руках и она, с высокой прической и зонтиком, сжимающая в руке цепочку с маленьким крестиком. Портрет был сделан вскоре после крестин младшего сына.
***
Последние полгода для Лики прошли совсем не так, как для Красницкого. Если бы у нее спросили теперь, каким ей представляется ад, то она бы с уверенностью сказала, что это место, где ты каждую секунду боишься разоблачения. Именно такими стали для нее первые два месяца после ялтинского отдыха. Осознание своего проступка дополнялось уверенностью, что должно последовать наказание, но перед ним обязательно - обнародование. Лика была уверена и в том и другом так, будто получила официальное тому подтверждение. Она сама понимала, что в этой убежденности есть что-то уже неправильное и даже одержимое, но не могла ничего с собой поделать. Каждый раз, когда на лицо ее мужа, свекрови или матери наползала тень, когда кто-нибудь был в плохом настроении или вдруг начинал с ней спорить, ее пронзала ледяная мысль: "Знает". Страх усилился с возвращением в городе Тепловой и других петербургских знакомых, встреченных ею в Ялте. Она ждала писем, непонятных звонков и визитов, после которых муж должен был выйти к ней, посеревший и осунувшийся, с непривычно жестким и неприятным лицом. Представляла этот момент Лика настолько ярко, с деталями, что он сотни раз снился ей, так что она возненавидела само время отхода ко сну.
Самое удивительное, что никто ничего не замечал в ней: видимо, возможности самообладания в ней были гораздо большими, чем она сама в себе подозревала.
Время шло, и стало понятно, что тайне удалось остаться тайной. Лика перестала вздрагивать от каждого стука в дверь, бояться теней и плохого настроения окружающих. Страх разоблачения ушел и уступил свое место другому: она постоянно спрашивала себя, как и почему позволила так поступить с собой. Она вспоминала все дни и вечера, которые были до ночи. Они казались ей чем-то особенным из-за его присутствия. И как эта особенность вдруг пропала, испарилась, едва все случилось. Лика пыталась догадаться, что было бы, если бы она отказалась. Тогда эта особенность осталась бы с ней и, наверное, ей было бы немного жаль неслучившегося. Теперь она была уверена, что лучше было грустить о несбывшемся и хранить приятные воспоминания, чем чувствовать себя женщиной, которую можно увести с вечера в дальний пансионат и потом вернуть с неловкостью и молчанием. И знать, что все приятные мелочи были не чем-то особенным, а всего лишь подступом к кульминации, срывающейся сразу в финал, смешной иллюзией и обманом.
И теперь где-то жил человек, который знал это. И именно потому, что знал, ему не было до этого никакого дела.
Так вот за что она так поступила с собой?
Лика так и не ответила, но привыкла делить жизнь с этим вопросом, как другие привыкают делить дом со злой свекровью.
***
Сейчас было время, которое Лика обычно проводила одна в кабинете мужа на втором этаже, приводя в порядок счета и бумаги. Дети - восьмилетний Михаил и шестилетний Александр - сопровождаемые гувернанткой, ушли на вечернюю прогулку, которая, по убеждению Захара Самсоновича, должна была быть при любой погоде.
Дворецкий тихо постучал и, не дожидаясь ответа, вошел.
- Гликерия Александровна, спрашивали Захара Самсоновича, а теперь вас. Александр Иванович Красницкий из Москвы. Вы спуститесь?
Лика подняла глаза от бумаг и вопросительно посмотрела на дворецкого. Ей показалось, что это не он сказал, а она услышала свои давние мысли.
- Кто? - на всякий случай спросила она.
- Александр Иванович Красницкий из Москвы. Его пригласить сюда или...
- Я спущусь, - поспешно ответила Лика. - Скажи, что я сейчас приду.
Ждать ее Красницкому пришлось не меньше десяти минут, которые Лика, так и застыв за столом, была не в силах подняться. Что значил этот визит? Неужели у него теперь есть дела с ее мужем, и он пришел. Может быть, будет приходить еще? Это предстояло выяснить. Решив, что для этого она уже собралась с силами, Лика поднялась и поспешила вниз. По дороге она задержалась у зеркала: без единого украшения, кроме обручального кольца; простое зеленое домашнее платье, тоже без излишеств. В голове мелькнуло: как хорошо, невозможно подумать, что она вдруг решила переодеться или как-то приукраситься. Только вот лицо и губы как будто сильно напудренные, такие белые.
Она все думала, как же должна поздороваться...
- Добрый день, Александр Иванович. Неожиданно увидеть вас у себя, - лицо вошедшей Лики скорее напоминало маску, настолько было лишено красок и движений. - Вы спрашивали моего мужа. Он будет дома около семи.
Коленки подгибались, как у институтки, с которой поздоровался тайный предмет обожания.
Лика подошла к диванчику и села.
Ей казалось, что она готова к любому разговору, пусть даже самому неожиданному.
*
Я поселила Лику в самом моем любимом районе города - на Петроградской стороне, и в самом сердце северного модерна. Улица Лицейская - самая настоящая, отходила от Каменноостровского проспекта в том его месте, где находился Александровский лицей (так стал называться Царскосельский после переезда в Петербург). Проспект тогда соединял самый центр города у Петропавловской крепости и дачные поселки около Черной речки (сейчас это даже не окраина).
Теперь Лицейская улица называется улицей Рентгена и она гораздо длиннее, чем в "наше" время. Тогда особняк, построенный для инженера Чаева, и расположенный всего-то под номером 9, был последним. В "наше" время Чаеву он уже не принадлежит. Дом Соловцевых, якобы стоящий дальше, придуман полностью, но совершенно не чужероден для того времени и пространства.
А особняк Чаева я здесь выложу для красоты. Он того стоит.
Отредактировано Лика Соловцева (2015-05-14 16:51:12)